Аналитические материалы | Рейтинги | Анализ современного состояния экономики России | Комментарии | Перспективы и прогнозы развития экономики России | Ссылки к темам Объявления |
Аналитические материалы
|
Методические вопросы измерения эффективности общественного производства на основе композитных показателей.Продолжение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 В этой связи представляется интересным сравнить уровень и динамику частных показателей эффективности, а также композитного индекса эффективности как за период реформ, так и за предшествующий период (таблица №1.2-10). Расчеты свидетельствуют, что в период экономических реформ, как общий уровень эффективности производства, так и частные показатели эффективности значительно сократились по сравнению с предшествующим периодом. Так, если обобщающий индекс эффективности общественного производства в 1985г. составил 251,1, то в 1995г. (т.е через 10 лет) он составил всего 135,4. Принимая о внимание тот факт, что по уровню эффективности производства наша страна отставала от развитых экономических стран и в 1985г., то экономические реформы не только не сократили разрыв, в эффективности использования ресурсов, но и значительно его усилили. Другими словами, заявленные цели реформ такие как, например, подъем эффективности производства не были реализованы. Из приведенного анализа можно сделать ряд важных выводов. Во-первых, не следует проводить политику или другие мероприятия направленные на возврат к экономической системе, которая существовала в нашей стране на протяжении почти 70 лет. Самым главным ее изъяном была низкая адаптивность к изменяющим условиям воспроизводства, рынка и научно-технического прогресса; во-вторых, постулат теоретиков рыночной экономики, о том, что рыночная экономика сама сбалансирует различные пропорции экономики, обеспечит подъем экономики, и рост благосостояния не подтверждается. Кроме того, если рыночная экономика сама себя сбалансирует, то это будет сопровождаться неприемлемыми с точки зрения общества колоссальными социально-экономическими издержками и потерей времени. В-третьих, проведенные расчеты со всей очевидностью показывают, что модель чисто рыночной экономики, при подавляющей роли частной собственности, не отвечает социально-экономическим интересам подавляющего большинства населения России, а это диктует в свою очередь смены парадигмы развития страны в сторону создания экономики смешанного типа с наличием многообразных форм собственности. В России имеются все возможные предпосылки для динамичного развития страны в будущем. Однако это предпосылками не могут быть реализованы в условиях монополии на экономическую мысль, которая сейчас представлена в основном идеями ортодоксальных рыночников. Сейчас для России нужны не столько инвестиции и другие экономические ресурсы, сколько широкая научная дискуссия по проблемам социально-экономического развития, которая выработала научно-обоснованные пути трансформации экономики из состояния структурного кризиса в положения, динамично развивающие страны на базе науки и образования. |