Аналитические материалы | Рейтинги | Анализ современного состояния экономики России | Комментарии | Перспективы и прогнозы развития экономики России | Ссылки к темам Объявления |
Аналитические материалы
|
Методические вопросы измерения эффективности общественного производства на основе композитных показателей.Продолжение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 В 90-х годах 20 века в нашей стране произошли кардинальные изменения в социально-экономической системе. Одной из причин, потребовавшей смены социально-экономического курса, явилась именно низкая экономическая эффективность командно-административной системы. Эта система, сформировавшаяся в начале первых пятилеток, просуществовала почти до конца 20 века практически в неизменном виде. Создав громадный экономический потенциал, она сама перестала ему соответствовать. Требовалась более гибкая и мобильная система. Поскольку командно-административная система базировалась на государственной форме собственности, то главным направлением реформ стало преобразование государственной собственности в частную, и формировании в нашей стране рыночной системы экономики. В этой связи, на наш взгляд, представляется целесообразным использовать методику расчета обобщающего индекса эффективности к периоду реформ российской экономики. Сам расчет композитного индекса как было отмечено выше, не вызывает затруднений, однако, подготовка исходной информации имела определенные трудности. Дело в том, что, для расчета обобщающего индекса эффективности производства в СССР, использовались показатели, рассчитываемые в методологии баланса народного хозяйства. В этой связи, на наш взгляд, представляется целесообразным использовать методику расчета обобщающего индекса эффективности к периоду реформ российской экономики. Сам расчет композитного индекса как было отмечено выше, не вызывает затруднений, однако, подготовка исходной информации имела определенные трудности. Дело в том, что, для расчета обобщающего индекса эффективности производства в СССР, использовались показатели, рассчитываемые в методологии баланса народного хозяйства. В период же реформирования российской экономики на вооружение была принята методология системы национальных счетов. Кроме того, на реальные значения показателей оказывали влияния инфляционные процессы, которые существенно меняли реальную картину экономической динамики. В качестве результативного показателя исследовался валовой внутренний продукт (ВВП), для которого с помощью показателей темпов роста в сопоставимых ценах выстраивали динамический ряд физического объема ВВП, а затем, используя показатель доли материального производства в структуре ВВП за соответствующие годы определялись значения объема материального производства, что соответствуют показателю национального дохода в методологии баланса народного хозяйства.[л.6] Данные о численности занятых в материальном производстве определялись путем суммирования соответствующих показателей. Основные данные, приведены в статистическом ежегоднике, не потребовали никакой корректировки. Таким образом, исходные данные приведены в таблице №1.2-7. Как видно из данных, приведенных в таблице №1.7 ухудшение положения шло по всем показателям. Так, национальный доход в 2002г. составил только 70% от размера национального дохода 1993г. Аналогичная картина наблюдалась и по частным показателям эффективности (таблица №1.2-8) В течение анализируемого периода наблюдались достаточно схожие тенденции в динамике частных показателей эффективности. Так, показатель производительности труда, который в 1993г. составил лишь 77% от уровня производительности труда 1985г. и продолжал сокращаться вплоть до 1998г. и лишь после этого его значение стало крайне медленно расти, не достигнув, однако уровня 1985г., то есть более, чем за 15 лет производительность труда сократилась почти на 20%. Другими словами, только за 2002г. по самым минимальным оценкам недополучено 42 млрд. руб. национального дохода из-за снижения производительности труда. Подобные тенденции характерны и для остальных показателей эффективности, которые показаны в следующей таблице.(Таблица 1.2-9) Как видно из таблицы из трех выбранных для анализа показателей, наилучшие значения фондоотдачи и материалоотдачи приходились на 1993г., что же касается показателя производительности труда указанного года, он был весьма близок к наилучшему показателю производительности труда 2002г., т.е. его отклонение от самого высокого значения составило всего 1,7 пункта. Таким образом, в 1993г. наблюдается наивысшее значение обобщающего индекса эффективности за период экономических реформ, выбранного для исследования (298,3). Однако последующий период показывает катастрофическое падение темпов роста как композитного показателя эффективности общественного производства, так и частных показателей эффективности. Только в период после 2000г. наблюдается некоторое замедление темпов падения эффективности общественного производства. |