Анализ экономики России
Аналитические материалы Рейтинги Анализ современного состояния экономики России Комментарии Перспективы и прогнозы развития экономики России Ссылки к темам
Объявления


Менеждмент и Консалтинг

Аналитические материалы

  • Системы управления экономикой в условиях централизованного директивного планирования
  • Современная система управления экономикой России и анализ тенденции социально-экономического развития
  • Внешнеторговая деятельность России
  • Современное состояние экономики России и ее внешнеторговая деятельность

    Продолжение: 1,    2,    3,    4,   

    Основной причиной усиления топливно-сырьевой направленности и «обвала» индустриальной компоненты структуры российского экспорта в постсоветский период, явилось значительное сокращение общеэкономического и производственного потенциалов нашей страны, деградация инвестиционного сектора. Например, если в 1992 году выпускалось 53,4 тыс. шт. металлорежущих станков, то в 2000 году только 8,64 тыс. шт. т.е. объем производства в 2000 году составил лишь 16,2 % от объема производства 1992 года и так практически по всем позициям товарной номенклатуры машиностроения.

    Анализ структуры импорта Российской Федерации в целом показывает, что для товарной номенклатуры импорта характерно зеркальное отражение структуры экспорта.

    Как следует из данных таблицы 1.3-6, наибольшая доля импорта приходится на машины и оборудование, а также на продовольствие.

    В области совершенствования структуры импорта необходимо решить две стратегические задачи. Во-первых, – повысить роль импорта в возрождении и модернизации российской экономики, ослабив его потребительскую направленность, причем следует сократить, а затем, по мере создания соответствующих условий, существенно уменьшить закупки продукции, которые делают нашу страну наиболее уязвимой с точки зрения обеспечения экономической, в том числе продовольственной, безопасности. Во-вторых, - сократить ввоз тех товаров, которые можно и нужно производить в России; речь идет об императиве целенаправленного проведения политики импортозамещения.

    Что касается доли машин и оборудования в структуре импорта, то она не только имеет наибольшее значение, но и носит более стабильный характер. Так, в течение 1990-2003 гг. ее значение находилось в пределах от 36,2% в 1999г. до 44,3% в 1990г. Исключение составляет 2005 год, когда удельный вес машин и оборудования в структуре импорта вырос до 74,1%, но эта цифра не учитывает поставки машин и оборудования из Белоруссии. В противном случае она была бы выше. Представляет собой интерес динамика и стоимостной объем закупок импортного оборудования.

    Так, в 1990 г. было закуплено импортного оборудования и машин на сумму 36,3 млрд. долл., в 1995 году объем закупок сократился почти в три раза и составил 12,8 млрд. долл., в 1999 году сокращение абсолютного объема закупок снизился еще, и он составил 7,9 млрд. долл., в 2000 году было закуплено машин и оборудования на сумму 8,1 млрд. долл., т.е. практически объем закупок по сравнению с 1999 годом не изменился и остался на том же уровне. Однако в 2003 и 2005 годах произошел скачок объема закупок импортного оборудования. Так, в 2003 году эта величина равнялась 17,9 млрд. долл., то в 2005 году объем закупок вырос в 2,6 раза и составлял 46,6 млрд. долл.
    Описанную динамику можно интерпретировать тем, что в 1990 году осуществлялись плановые закупки импортной машиностроительной продукции. В период с 1992 по 1999 годы из-за провала экономики и ее инвестиционного сектора, резко сократились закупки не только отечественного, но и импортного оборудования, но как только экономика стала «оживать» тут же потребовались закупки машиностроительной продукции, удовлетворяющей как потребительский, так и инвестиционный спрос.

    По данным таможенной статистики в 2005 году внешнеторговый оборот России составил 339,8 млрд. долл. США, по сравнению с 2004 годом увеличился на 32,1%.

    В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2005 году приходилось 84,8%, на долю стран СНГ – 15,2%.

    Сальдо торгового баланса значительно выросло и составило 142,8 млрд. долл. США ( в 2004 году – 106,1 млрд. долл. США), в том числе со странами дальнего зарубежья – 129,2 млрд. долл. США ( в 2004 году – 94,3 млрд. долл. США), странами СНГ – 13,7 млрд. долл. США (в 2004 году (11,8 млрд. долл. США). Коэффициент покрытия импорта экспортом повысился с 240,3% в 2004 году до 245% в 2005 году. При этом сальдо, как и в 2004 году, превысило импорт в 1,4 раза – что само по себе достаточно редкое явление в практике мировой торговли.

    Для 2005 года был характерен ежеквартальный рост российского экспорта и импорта. Стоимостной объем экспорта, достигнув максимума в IV квартале, вырос по сравнению с I кварталом на 36,8%. Стоимостной объем импорта в 1У квартале 2005 года превысил уровень I квартала 2005 года на 59, 3%.

    Экспорт России в 2005 году составил 241,3 млрд. долл. США и по сравнению с 2004 годом увеличился на 32,9%.

    Продолжение: 1,    2,    3,    4,   

    Хостинг от uCoz