ИнтерМенеджментКонсалтинг

Анализ экономики России
Аналитические материалы Рейтинги Анализ современного состояния экономики России Комментарии Перспективы и прогнозы развития экономики России Ссылки к темам
Объявления


Менеждмент и Консалтинг

Аналитические материалы

  • Системы управления экономикой в условиях централизованного директивного планирования
  • Современная система управления экономикой России и анализ тенденции социально-экономического развития
  • Внешнеторговая деятельность России
  • Современное состояние экономики России и ее внешнеторговая деятельность

    Продолжение: 1,    2,    3,    4,   

    Современное состояние экономики России во многом обусловлено историей ее развития. СССР, правопреемницей которого является Россия, накопил громадный производственный, военный, научно-технический и культурный потенциал. Вместе с тем, начиная с 70-х годов ХХ века, темпы роста экономики СССР постоянно снижались, что было вызвано целым рядом факторов. К ним можно отнести, прежде всего, устаревшую модель управления экономикой, основанную на административно-приказных методах, что, в свою очередь, порождало другие экономические и социальные проблемы.
    Постоянное наращивание производственных фондов на устаревшей технической основе вели к падению эффективности производства, требовали все больше и больше материальных и трудовых ресурсов, многомиллиардные вложения в военно-промышленный комплекс приводили к дефициту инвестиционных ресурсов в отраслях, которые обеспечивали потребности населения в товарах и услугах. С каждым годом увеличивались диспропорции между доходами населения и их товарным покрытием.
    Таким образом, Россия получила от СССР деформированную структуру экономики, в которой подавляющую роль играли предприятия оборонной промышленности, отрасли ТЭК, добывающие отрасли. Положение усугубляло и высокая степень монополизации экономики СССР. В тот же период СССР начал терять свои позиции на мировом рынке. Уже тогда в 80-е годы наибольший удельный вес в структуре экспорта имели топливно-энергетические товары.

    Реформы М.С. Горбачева не привели к сколько-нибудь заметным позитивным сдвигам в экономике СССР. Положение продолжало ухудшаться, что в конечном итоге явилось одним из факторов развала СССР.

    В 1992 году Президент России Б. Н. Ельцин назначил Е. Т. Гайдара премьер-министром страны, который начал проводить экономические реформы с целью формирования в России либеральной рыночной экономики. Необходимо отметить, что реформы проводились без широкого научного обсуждения и проработки, решения принимались в узком круге лиц, приближенных к Е. Т. Гайдару. Никакой теоретической базы на проведение реформ не было выработано. Декларировалось только то, что теоретической базой являются либерально-монетаристские взгляды М. Фридмана.
    Результаты реформ, о которых будет сказано ниже, лишний раз свидетельствуют о том, что серьезные экономические преобразования должны опираться на качественную теоретическую проработку с учетом специфических особенностей той страны, в которой они проводятся. Именно такой подход и был реализован в Китае, показавший положительный опыт реформ. К этому необходимо добавить, что Россию толкнули на ошибочный путь развития. Все развитые страны давно строят свою экономику на принципах смешанной экономики с серьезным участием государства в управлении экономическими социальными процессами. Наши же реформаторы пытались построить в конце ХХ – начале ХХI века на территории СССР рыночную экономику ХVШ –XIX века.

    Начало реформ ознаменовалось либерализацией цен, в результате чего цены выросли в 1992 г. в 100-150 раз, зарплата на порядок ниже в 10-15 раз, а инфляция составила 2500% в год. Либерализация цен в условиях монопольной структуры народнохозяйственного комплекса нанесло мощнейший удар по уровню жизни населения, привело к обнищанию, а также уничтожению денежных накоплений населения, которые всегда являлись источником инвестиционных ресурсов. Одновременно обесценились финансы предприятий и их накопления в виде амортизационного фонда, т. е. предприятия были лишены внутренних источников финансовых ресурсов для ремонта, расширения производства и оборотных средств.

    Использовать же заемные ресурсы в виде банковских кредитов также было невозможно из-за того, что норма ссудного процента достигала 190-200% годовых. Все это привело к эффекту «домино». Предприятия свертывали производство. Области старались отгородить свои границы и мешали движению товаров. Были нарушены производственные и кооперационные связи.

    Правительство под флагом борьбы с инфляцией, стало сжимать денежную массу. Следующая таблица (№1.3-1) показывает значение коэффициента монетизации экономики, т.е. отношение суммы наличных и безналичных денег (М2) к стоимости ВВП в %.

    Резкий рост цен при одновременном сжатии денежной массы привели к полной дезорганизации работы всей финансово-денежной системы России. Предприятия, лишенные финансовых средств, «сели» на многомиллионные «картотеки» а это, в свою очередь, привело к так называемому «кризису неплатежей».

    Предприятия, стремясь, хоть как-то наладить работу, стали все более прибегать к бартерным сделкам, о чем свидетельствует таблица №1.3-2.

    Указанные факторы привели к колоссальному падению производства в России. Так, объем ВВП в млрд. долл. в сопоставимых ценах в 1996г. сократился по сравнению с 1990 г. почти в два раза. Объем ВВП в 2003 году составлял только 75% от объема ВВП в 1990 г.

    О падении промышленного производства можно судить по данным таблицы №1.3-3

    Как видно из таблицы, общий объем промышленного производства сократился к 1997 г. по сравнению с 1989 г. почти на 60%. Однако наибольший удар был нанесен машиностроению (падение 70%), в легкой промышленности падение объема производства составило 90% . Необходимо отметить при этом, что предприятия легкой промышленности в России всегда являлись градообразующими. Практически по всем основным позициям производства продукции в натуральном выражении в машиностроении произошло сокращение. Так, если в 1992 году производство металлорежущих станков составляло 53,4 тыс.шт., то в 2000 г. всего 8,6 тыс. шт., т.е. 16,2% от объема производства 1992 г.

    Правительство В.И.Черномырдина, которое пришло на смену правительству Е.Т. Гайдара в 1993 году, продолжало по существу экономическую политику своих предшественников. Суть этой политики сводилась к достижению макроэкономической стабилизации, вместо решения конкретных экономических проблем и вывода страны на траекторию экономического развития, Но и на этом пути не было достигнуто никаких успехов, а закончилась она финансовым кризисом августа 1998г.

    Продолжение: 1,    2,    3,    4,   

    Хостинг от uCoz